Она слегка отводила лицо…

Главная >> Статьи

 (История из моей практики . Имена и возраст намеренно изменены. Материал взят из книги психолога Марата Латыпова «Чему не учат на психфаке или как реально помогать людям»)                      

Работал в одной компании, осуществлял психологическое сопровождение. Плотно занимался сотрудниками отдела продаж. Работала в отделе девушка по имени Софья, 26 лет: симпатичная, умная, по своей профессии знает практически всё, однако продажи у нее не шли – по телефону всё прекрасно, при встрече же ничего не получалось. Софья очень расстраивалась, даже подумывала о смене работы. Да и руководство отдела уже начало задумываться. Пообщавшись с ней, я поверил – у нее есть всё для успеха. Я стал разбираться более подробно.

Мы проигрывали с ней ролевые игры “покупатель – продавец”. Соня демонстрировала успехи, как в знании продукта, так и в техниках продаж, но мне, “покупателю”, почему-то не хотелось “покупать” продукт. Даже не сам продукт, а именно у нее не хотелось совершать покупку. Какое-то внутреннее подсознательное нежелание. Я задавался вопросами. “Что не так? Быть может, нет веры в продукт?” – подбирал нужный ответ – “Нет! Всё отлично!” – отвечал сам себе – “А если это неверие в собственные силы, которое чувствует клиент?” –  “Нет, и с уверенностью всё хорошо…”. Раз за разом мы заново “проигрывали” различные ситуации, но желание “покупки” не возникало. Ни она, ни я не могли понять, в чем же дело…

Мы бились над проблемой! Один раз, полностью усталые, мы сидели и просто общались… “Соня, скажи, а тебе нравится твоя прическа?” – из любопытства спросил я. Челка прикрывала верхнюю правую часть лица, закрывая практически глаз… “Да, мне нравится…” — отвечала она – “Привыкла уже к этой прическе”. Стоп! Что значит привыкла? Я вновь включил психолога. “И давно ты не меняешь прическу?” – продолжал спрашивать я, но уже не из праздного любопытства. “Практически всю жизнь” – с этими словами она улыбнулась. И… тут я заметил, как она, еле заметно, отворачивает голову вправо и вниз … “Может, показалось?” – подумал я и продолжил общение. Да. Точно. Голова постоянно чуть в сторону и вправо…

— Соня, ты всегда слегка отводишь голову в сторону? Почему? – спросил напрямую я.

— Не знаю… — смущенно пожала она плечами.

Тут меня осенило!

— Скажи, а если ты сменишь прическу, что произойдёт? – на лице Сони паника.

— Нет, не хочу, мне именно эта нравится… — увиливала от ответа она.

— А как у тебя с личной жизнью? — спросил я симпатичную Софью, примерно зная ответ.

— Никак!

— Можно тебя попросить… смотреть на меня прямо и убрать челку… – осторожничал я.

Софья сомневалась, теребя руки и размышляя вслух: “Я не понимаю, что со мной происходит, что тут такого – смотреть на Вас и убрать челку… Всё вроде бы просто, но мне сложно это сделать…”.

– Может быть, у тебя проблемы с лицом?

— Да нет! – задумчиво ответила она.

-Соня, есть ли какие-то страшные ситуации из твоего детства?

— Детство как детство… – неуверенно произнесла она – Хотя… – на секунду задумалась —  Есть! Когда мне было десять лет, мы с родителями попали в аварию… — на лице отчетливо проявился страх.

— Что там произошло? – тут же ухватился я.

– Всё, слава богу, обошлось…  Все живы… — клиентка погрузилась в свои прошлые воспоминания… и… вдруг, глаза Сони расширились – Да Марат! Да…!- пауза – Я разбила бровь и мне тогда наложили шов.

— Именно поэтому ты решила носить челку? – заранее зная ответ, мягко улыбнувшись, спросил я.

— Да! — Соню осенило!

Итак, маленькая Соня, получив травму, решила закрыть ее челкой. Через некоторое время она окончательно забыла о шраме, вытеснив это событие в подсознание. Ей хотелось оставаться красивой без шрама, она забыла про него! Челка, как “защита”, оберегала ее, портила при этом карьеру и личную жизнь… У покупателя возникало недоверие к продавцу, который не смотрит в глаза, значит, что-то пытается скрыть… С парнями сложности по этой же причине…

— Наберись смелости и открой мне лицо полностью…!

Соня неуверенно последовала за моей просьбой. Маленький, едва заметный шрамик, расположился над ее правой бровью. Она смотрела на меня с открытым лицом…

– Соня, можно я сделаю необычную вещь?

– Да, конечно! – ответила она.

Я подошел к ней вплотную и… поцеловал ее шрам! За моей спиной невидимо стояли мужчины, покупатели, просто люди – я поцеловал шрам и тем самым признал и принял его! Соня, глядя прямо в глаза, заплакала – то были слезы освобождения…!

Софья стала одним из лучших продавцов компании. Через некоторое время у нее появился любимый!

 Методы и приемы, использованные в работе с Соней:

  1. В истории с Соней “защита” играла ключевую роль, поэтому главная тема, на которой хотелось бы заострить внимание, это тема “защитного механизма”:
Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления”. Википепдия

   Поэтому всё, что происходит с клиентом, имеет свою определенную выгоду и пользу. “Защита”, помимо прочего, ограничивает клиента в полезном. Страх — тоже защита, при этом просто страх может перерасти в иррациональный страх. Например, человек хочет зарабатывать много денег, но испытывает страх: банкротство, зависть людей, установка “деньги меняют человека”, потеря себя и т.д. В таком случае защита в виде страха оберегает человека от богатства. Происходит внутренний конфликт между двумя субличностями: одна желает стать успешным, другая – защищает его от денег.

Еще пример, приходит клиент с проблемой коммуникации. Одна его часть хочет выстраивать нормальные отношения с людьми, вторая “шепчет”:  “они тебя обидят”, “не доверяй никому” — срабатывает защита. Зачастую психологи начинают работать только с мотивацией клиента, “накачивая его как воздушный шарик” позитивом. Выйдя в реальный мир и столкнувшись с насущными проблемами, автоматически активизируется другая часть личности и “защитный механизм” тут как тут. “Защитные механизмы” практически всегда сильнее желания – одна из причин, почему мы зачастую не достигаем своих целей.

Следователи говорят: “Ищи, кому выгодно…”. Какой части личности клиента выгодно? Ищи выгоду клиента от проблемного состояния. Пусть эта фраза станет лозунгом для Вашей работы! Ключевой вопрос выхода на “защитный механизм” – “для чего?”. Не бойтесь задавать странные для клиента вопросы: “Для чего ты НЕ хочешь зарабатывать много денег?”, “Для чего ты испытываешь страх смерти?”, “Для чего у тебя панические атаки?”, “Для чего ты живешь с мужем, который тебя бьет?”, “Для чего у тебя челка?”.

Вернемся к истории. “Защитный механизм” со временем перерастает в привычку. Соня сказала: “Привыкла уже к этой прическе”. Слово “привыкла” меня и заинтересовало. Девушки склонны, как правило, менять свою внешность, в частности прически, а тут привычка. “Можно тебя попросить… смотреть на меня прямо и убрать челку…” — проверка на наличие “защитного механизма”. Если челка выступает как защита, то Соня станет сопротивляться этому. Так и произошло.  “Соня, ты всегда слегка отводишь голову в сторону? Почему?” — мой вопрос и ее “не знаю” говорило о том, что и прическа, закрывающая часть лица, и отведения взгляда в сторону,  делалось Соней неосознанно. Причина была “спрятана”.

  1. Следующую тему, которую я хотел бы затронуть – это “роль человеческого фактора в работе психолога”.  “Соня демонстрировала успехи, как в знании продукта, так и в техниках продаж, но мне, “покупателю”, почему-то не хотелось “покупать” продукт”.

Категории “хочу” и “не хочу” идут не от разума, а от “сердца”.

Роль психолога подразумевает под собой наличие профессиональных навыков: понимание, умение наблюдать, анализировать, использовать инструменты поддержки и т.д. Получается, что психолог, в данном случае, не является человеком обычного мира, так как в житейской ситуации люди “чихали” на проблемы другого, тем более, если этот человек чужой. Поэтому, для создания реальности, полезно психологам “наблюдать” собственные отклики на те или иные действия клиента. Есть возможность отрабатывать реальные ситуации, а не академические. Вопрос “что я сейчас чувствую?” – включает в Вас человека, а не психолога. Необходимость дать оценку, высказать свое мнение, как простой человек – очень важна. Только тогда психолог выступает как “представитель” реального мира, а не “кабинетного”. Используйте одновременно две позиции в работе: “я – психолог” и “я – человек”.

  1.  “Наберись смелости и открой мне лицо полностью…!” —  Соня неуверенно последовала за моей просьбой. Маленький, едва заметный шрамик, расположился над ее правой бровью. Она смотрела на меня с открытым лицом…” — поворотный момент в терапии с Ксенией. Действие, произведенное клиенткой, важнее всяких терапевтических размышлений. При том Важно, что она самостоятельно приняла решение открыть лицо. Когда клиент способен сделать что-то сам, в рамках своей проблемы, без психотерапевта – отличный результат работы специалиста.
  2. “Я подошел к ней вплотную и… поцеловал ее шрам!”. В данном случае, самый короткий путь принятия своего шрама и, как следствие, решение проблемы. Более того, “интимность” действия – поцелуй, есть  принятие шрама на глубоком мужском уровне. Я помнил о том, что у нее, помимо работы, не складывалась еще и личная жизнь. Здесь важно “держать” позицию психолога! Возможные контрпереносы “отец – дочь” или “мужчина – женщина” могли всё испортить и перевести “поцелуй” в плоскость жалости, либо влюбленности. Спокойная, но уверенная позиция психолога, помогла мне использовать поцелуй как терапию.
  3.  “Соня, глядя прямо в глаза, заплакала – то были слезы освобождения…!”. Много лет, незаметно для себя, она “прятала” часть себя, вызывая неясное недоверие к своей личности. Всё это портило ей жизнь. Открытое лицо – открытость Миру!

 

One thought on “Она слегка отводила лицо…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *