Профилактика интернет зависимости

Главная >> Статьи

Судя по количеству обращений ко мне клиентов с темой интернет-зависимости, данная проблема является чуть ли не основной, особенно у родителей, воспитывающих подростков.

Внешние признаки наличия интернет-зависимости у подростков:
• проблемы с учебой (ухудшается успеваемость, учащаются прогулы уроков, несвоевременная сдача зачетов и экзаменов и т.п.);
• «маятниковое настроение» — от приподнятого к вялому, от состояния эйфории к глубочайшей подавленности. И все это — в краткие промежутки времени;
• эмоциональная косность и отчужденность;
• не адекватная, а зачастую агрессивная реакция на просьбы, советы, замечания, критику;
• прогрессирующий нигилизм, перерастающий в открытую оппозицию по отношению к близким, родным, приятелям;
• ухудшение протекания когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления);
• необоснованные приступы тревоги, перетекающей в страхи, возникновение фобий и депрессий;
• усечение круга общения (родители, родственники, друзья вызывают раздражение, т.к. не входят в сферу, актуализированную сетью). Мнение сетевых знакомых более важно, интересно, авторитетно…;
• снижение интереса, а возможно и уход от хобби, спортивных, учебных и бытовых занятий, раньше вызывавших устойчивый интерес;
• появление устойчивой потребности в деньгах, появление чужих вещей, пропажа семейных денег и ценностей;
• снижения интереса к своему внешнему виду (неряшливость, неопрятность);
• беспричинные (с точки зрения родителей) лживость и изворотливость.
 Что же такое интернет-зависимость? Каковы признаки этой проблемы? В чем причина интернет-зависимости? Как лечится? Обо всем об этом читайте дальше.
Определение интернет зависимости
Интернет-зависимость – навязчивая потребность подключиться к Интернету, быть там, жить в нем, умноженная на неспособность вовремя отключиться от сети.
Интернет-зависимость – это УХОД от реалий обыденного мира. Уходят, как правило, люди, у которых есть комплексы и проблемы с социальной реализацией. Поэтому родителям нужно четко понимать – зависимость ПЕРВИЧНА! Дело не в интернете, а в самом человеке, в котором есть эта предрасположенность. Во время психологической помощи я для себя четко разделяю самого ЧЕЛОВЕКА и ИНТЕРНЕТ–ЗАВИСИМОСТЬ. Соответственно, работа идет в двух направлениях: как с самой зависимостью (искоренение), так и с самим человеком (личностный рост).
Лечение
Искоренение зависимости.
Существует множество способов искоренения тяги (зависимости) к интернету. Каждый специалист выбирает тот или иной в соответствии со своей квалификацией или верой в действенность подхода. Мой любимый способ — «кодировка». Это психотерапевтический метод «встраивания» и «активизации» ментального кода. Заключается он в «подавлении» так называемого «очага», ответственного за интернет – зависимости, которая находится в головном мозге. Данный метод осуществляется при помощи погружения в транс (гипноза)  и является чистым «методом воображения» без всякой медикаментозной поддержки. Проводится подобное погружение только психологом-профессионалом. Ведь просто убрать тягу к интернету — мало! Нужно сделать так, чтобы поменялся сам человек, а именно — убрать комплексы и зажимы. Убрать то, что оттолкнуло подростка от реального мира, убрать предпосылки ухода в виртуальную сеть. Ведь интернет-зависимость – это следствие реальности бытия подростка, а не отправной пункт проблемы.
Личностный рост клиента.
Я специально использую здесь (да и в своей практике) словосочетание «личностный рост». Не лечение, не реабилитация, а именно личностный рост. Дело в том, что не интернет сформировал комплексы и зажимы. Коммуникативные, эмоциональные, физические, социальные проблемы и комплексы были еще задолго до того, как подросток «попал в сеть». Поэтому «сформированный» человек может и должен расти как Личность. При таком понимании мы сразу «отделяем» Интернет как таковой. В чем, как правило, может расти клиент:
1.     Отношения в семье. Семья является средой, «аурой» человека, поэтому нормализация внутренней позиции человека в семье — это основа полноценного бытия. Что такое внутренняя позиция? Дело все в том, что интернет-зависимость – это, как правило, «детская» проблема. Другими словами интернет-зависимый клиент является «ребенком» (и не важно, сколько ему лет). «Ребенок» не несет ответственности, не является самостоятельным и самодостаточным – это удел «Взрослого». Ребенок витает в виртуальном мире, пребывая «вечным иждивенцем» в мире реальном. Поэтому здесь основная работа направлена на ментальное «отделение» клиента от «мамы»/«папы» (зачастую жена или муж берут на себя роль «мамы»/«папы»). Основная психологическая помощь заключается в выработке «взрослой» позиции человека: самостоятельности (самому стоять), самодостаточности (достаток в самом себе), нахождения «внутренней опоры» в самом себе.
2.       Экологичная (безвредная и адекватная) замена интернета. Важно понимать, что интернет в данной проблеме несет, как это ни странно, положительную функцию. Дело в том, что психика человека старается «оградить», «обезопасить» человека от обиды, страданий и прочих «прелестей» реальной жизни. И человек «уходит» в безопасный мир под «ником». Так проще и зачастую приятнее (например, киберсекс: в реальном мире надо напрягаться, да и «ребенку» сложно заниматься сексом). Потребности человека, осознаваемые и глубинные, реализуются через «уход в сеть». Выявить эти потребности могут помочь только правильные вопросы. Например: «Что ищет человек в интернете?», «Какие переживает эмоции?», «Что получает взамен реально проживаемой жизни?» И главное: «От чего «прячется?» Озвучив и прописав ответы, мы выходим на новый уровень осознания проблемы. Есть Потребности, а вот интернет — лишь инструмент удовлетворения этих потребностей. Обратите внимание, мы настойчиво «отделяем» интернет от самого человека. Следующие вопросы помогают найти замену интернету: «Как еще я могу получить то же самое, только другими способом?» «Что я могу сделать в реальном мире, чтобы получить то же самое?» Клиент начинает самостоятельно искать способы реальной, а не виртуальной жизни. Например: человек сидит сутками в интернете – смотрит фильмы. Посмотрите, как работают вопросы (важно — человек должен сам на них отвечать):
Психолог: «Ты уходишь (прячешься) в интернет (кино) от чего то?»
Клиент: «Получается, что так…», — эффект осознания.
П.: «А от чего ты уходишь?», — подталкивание к взятию ответственности за свою жизнь на себя.
К.: «От обиды, вины, стеснения, ответственности…», – варианты могут быть разными. Главное – есть осознанное озвучивание (проговаривание) проблемы, и начинает проклевываться понимание.
П.: «На кого ты обижен (перед кем виноват, кого стесняешься и т.п.)? «Как ты можешь справиться с этим без интернета?», — поведение клиента к анализу.
К.: «……..» (альтернативные способы решения)
П.: «Что еще позитивного ты получаешь при просмотре такого множества фильмов?» — направление мышление клиента в сторону перебора «плюсов» от комфортного и безопасного времяпровождения.
К.: «Я приятно забываюсь» (растворяюсь в сюжете фильма, ассоциирую себя с героем и т.д.) – клиент озвучивает правду, от которой бывает стыдно…
П.: «Где и как еще ты можешь получить подобные прекрасные чувства?» — направление мыслительной активности клиента в сторону поиска альтернативной, адекватной замены.
К.: «Могу посидеть в парке – помечтать» (могу пойти поиграть в костюмированные ролевые игры ит.д.) – найдена условно приемлемая замена просмотру фильмов через сеть.
Да, замена условно приемлема потому, что клиент все еще остается вырванным из социума субъектом, он продолжает противопоставлять себя активной жизни. Но процесс мечтания в парке – это уже когнитивная деятельность, а не «жвачка» предлагаемая сетью…
3.     «Выход в свет». От слов к действию. На этом этапе необходимо обеспечить и сопроводить человека в реальный мир. Здесь нужна поддержка и понимание… Пример ниже: продолжает общение, начатое в пункте 2.
Психолог: «Есть ли что- то в тебе, что мешает пойти туда?», — вопрос, заставляющий клиента посмотреть на себя со стороны. (Туда — это в люди, в свет, в парк, в театр, на дискотеку, в танцклуб или спортзал и т.п.)
Клиент: «Вроде, как нет…», — клиент оправдал себя (в данном случае), но и «сжег мосты» к отступлению. Если ты в норме, то, что делаешь в сети?
П.: «Когда ты пойдешь туда?», — ответственность, связанная с ограничением времени и своими словами-обещаниями.
К.: «В среду», — конкретизация!
П.: «Как я буду знать о том, что ты пошел?», — элемент внешнего контроля.
К.: «Мы созвонимся, когда я буду там, и я расскажу о своих чувствах…», — конкретизация вида коммуникации клиент-психолог.
П.: «Хорошо, жду звонка», — вера в силы клиента и в его обещания.
        Метод кажется простым. Но он работает. Используйте метод вопросов для помощи своим близким или самому себе. Дорогу осилит идущий, а помочь может только неравнодушный! Как бы ни складывалось общение, это уже большой шаг к пониманию близкого человека или самого себя.
В любом случае, Вы всегда можете записаться ко мне на прием по телефону 8(964)599-69-22 либо написать мне о своей проблеме в раздел — запись
интернет зависимость

Психолог Марат Латыпов
 

Вторичное жилье в Подмосковье: купить квартиру в белозёрском недорого — ИНКОМ.

3 thoughts on “Профилактика интернет зависимости

  1. Ага, приходим с работы вымотанные и усталые и первым делом к компьютеру! А ведь в глубине души понимаешь, что хорошо бы сейчас разделить это время с любимым, почитать вместе, погулять, поиграть в лото наконец! 🙂 Но нет, включить компьютер и забыться куда легче..

  2. Что бы ребенок меньше сидел в интернете или вообще не сидел, лучше занять его дополнительно от школы. Разные кружки, музыкальная школа, танцы и т.д..И тогда у него времени не останется на интернет.

  3. Да, интернет-зависимость по силе сравнима с наркотической. На своем личном опыте это проходила. Тоже была невероятная тяга, время в интернете пролетало мгновенно. Я приложила много усилий для искоренения это зависимости, но все тщетно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *