Бунтарка

Реальная история из моей практики. Клиентка дала разрешение на публикацию, будучи во взрослом возрасте. Имена в статье отсутствуют, возраст, и другие способы идентификации изменены намерено. Любые совпадения с кем-либо исключены.

Как-то раз мне позвонила моя знакомая, она же руководитель реабилитационного центра — попросила помочь с проблемной девочкой, работали пять психологов, но ничего не вышло. Я ответил, что с детьми не работаю, в ответ – Да уж, ребенок… – с горечь произнесла знакомая. Я заинтересовался, она объяснила ситуацию.

Девочка, 14 лет, глубоко верующая семья, у девочки шесть (!) половых партнеров. Отец «взялся за топор – зарублю», мать с приступом в больнице, полиция буквально вырвала девочку…. И вот она, как неблагополучная, в реабилитационном центре.

Я ехал в машине и ломал голову как же ей помочь … Меня, в моих размышлениях зацепило слово «помочь» — Так – размышлял я – все ей пытаются помочь, а нужна ли ей помощь? — Да, на лицо — деструктивное поведение, но для…чего она ведет себя так??? – у меня все сложилось. Я подъехал к центру, паркую машину.

Кабинет, приводят девочку – развита не по годам, на лице ухмылка и вызов…

— Присаживайся, пожалуйста – попросил ее вежливо и с почтением к ее «взрослости». Я представился, она вяло тоже.

-Ты знаешь – с ходу заявил я – Мне нравится твой «Бунтарь»! Она с интересом посмотрела на меня

— Ты же Бунтарка, так? – я ждал

— Типа бунт на корабле – она улыбалась — Ну, да. Знаешь, я никогда не встречал такой сильной девочки – я взял паузу, она заинтересованно ждала – Посмотри — родителей простроила, полиция «на ушах», психологи ни чего поделать не могут … Круто! – я восхищенно смотрел на нее (я естественно из комплиментов убрал «половую взрослость»)

-Она задрала носик – типа, да я такая…

— Слушай, а кем хочешь быть в будущем – Ну, не знаю,…наверное,… Директором – стесняясь, и как то по-детски сказала она. «Директор» – подумал я — кто бы сомневался

— Ты прирожденный директор…подумаем, как реально этого достичь? – вывел я опять на «взрослую» позицию, она кивнула – Только давай «Бунтарку» туда запустим!

Войдя в образ «Бунтарки» она начала писать план как она достигнет своей мечты. Слово план конечно мало применительно к четырнадцатилетней девочке, ну разве это важно…!? Помогая ей наводящими вопросами, она написала что: нужно поправить учебу, наладить общение с одноклассниками, почитать нужные книги (!) и т.д. – К матери в больницу съездить нужно – незаметно и мягко добавил я – Попрошу, что бы тебя отвезли на машине — она кивнула, смахивая слезу…

Вектор «бунтарства» был смещен на осуществление мечты.

Мы поработали еще с ней некоторое время, уважаемые коллеги проясняли родителям, что и как нужно делать, что бы помочь девочке. Мать приняла дочь, отец, на тот момент, не смог простить позора…. Я справлялся потом о подопечной – у нее все было хорошо!!! Конечно же «партнеры» из ее жизни исчезли, ей не нужен был секс – ей нужно было Признание!!!

P.S.

Девочка, чувствуя свою силу, «вынесла нафиг дверь морали и правил». Правильные взрослые усиленно пытались «запихать» ее обратно — Это же плохо, это неправильно … — и они правы в своей «карте реальности». Казалось бы, маленький вопрос – Для чего? – позволил изменить девочке Жизнь!

В работе с ней я использовал «Принцип позитивного намерения» — за любым поведением всегда стоит либо когда то стояла позитивная цель. Мы, так или иначе, реагируем на поведение, оно нас раздражает или радует, но какова истинная цель поведения? Также использовался «рефрейминг» — изменение восприятия (фрейм – рамка, рефрейминг – изменение рамки)

Главное — Для чего?!!!

Психолог Марат Латыпов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *