Не от мира сего…

Главная >> Статьи

 (История из моей практики . Имена и возраст намеренно изменены. Материал взят из книги психолога Марата Латыпова «Чему не учат на психфаке или как реально помогать людям»)                 

    Лида называла себя “ломовой лошадью”: восемнадцатилетняя дочь, пятнадцатилетний сын и муж, которому по жизни ничего не надо. “Работаю директором аптеки, прихожу домой – готовка, стирка, уборка…” – признавалась клиентка – “Всё на моих плечах! Я устала уже пахать. Дочь устроила в фарм колледж. Она каждые полгода сбегает оттуда: одни двойки, учебу не посещает. Регулярно ее восстанавливаю, а она за свое… Сын не слушается. Мужу всё равно – диван, пиво…!” — далее последовало нескончаемое число жалоб.

Я начал с ней работать. Выработав с клиенткой уверенную и твердую позицию по жизни, мы расстались на некоторое время.  Однажды звонок: “Это Лида…! Я сказала дочери, что после 11.30 вечера не пущу ее домой…”. Дочь постоянно не выполняла свои обещания, приходила намного позже оговоренного времени. “Я ее спросила, во сколько придешь?” – продолжала рассказывать Лида – “Назови любое время. Главное, чтобы ты пришла вовремя!” – “Мама, я буду в одиннадцать” – “Хорошо! В 11.30 я закрываю дверь””.

Следующий звонок раздался этим же днем, в полночь.

– Марат, простите, уже поздно… — тревога в голосе, боль в душе.

— Слушаю… – полусонным голосом ответил я.

— Я не знаю, что мне делать…? Дочь под дверью. Я не открываю. Вдруг с ребенком что-то случится, если его не пущу… очень боюсь! –  просыпаюсь окончательно от нескончаемого потока обрушившихся эмоций —  Посоветуйте, как поступить…? – “легко сказать, посоветуйте”… думал я.

— Кроме Вас решение принять никто не сможет! – после короткой паузы отвечаю.

– Я не пущу тебя, Карина! – приняла решение Лида.

Представляю, что ей пришлось пережить той ночью: страх, сомнения, ненависть к себе. Да всё, что угодно могла чувствовать Лида! На следующем приеме клиентка признавалась:  “Вы знаете, я испытала какое-то странное чувство… Сначала меня колотил страх, потом появилась вера в то, что с дочерью всё будет хорошо. Вместе с верой я почувствовала Любовь! Иную любовь к дочери…” – тут же поправилась Лида – “Не любовь, построенная на страхе, а какую-то иную настоящую Любовь! “Закрыв дверь” — я отпустила дочь от себя… Ясно поняла, ведь раньше любила только свои страхи, а не ее. Теперь ее!” – со спокойствием в голосе заключила она. Что же касается Карины, то девушка на следующее утро вернулась домой в целости и сохранности, ночевала у подруги. “Мама, я всё поняла!” – таковы были утвердительные слова дочери. На этом и закрыли тему. “Вот только она не убирается в квартире и совсем не готовит…” – задала новую проблему Лида.

Итак, придя домой, мать договорилась с дочерью, что та приготовит ужин. Ужина не было! Вечером Лида взяла книгу и ушла к себе читать. Семья осталась голодной. История повторялась еще несколько раз. Ни муж, ни Карина, ни сын не могли понять, что происходит: “куда подевалась “прислуга””. Ситуация под названием —  “кто сильнее”…, гласная и негласная борьба накалялась до предела. Через некоторое время Карина начала готовить и убираться. Муж и сын тоже подключились. Мама сильно изменилась, стала намного сильнее прежнего. На очередном приеме клиентка сказала:  “В семье всё в порядке, вот только учеба у Карины хуже некуда…  Ну, ни в какую не хочет учиться…”. Я попросил, чтобы дочь лично пришла ко мне на прием.

Карине было интересно, что там за психолог такой, нарушитель “покоя” в семье. Да-да, именно любопытство привело ее ко мне. Когда та появилась в дверях, я реально “завис”.

— Вы точно Карина…? – переспросил я.

– Да! А что? – с вызовом смотрела она.

Предо мной сидела изысканная девушка. Стиль говорил сам за себя: сочетание различных элементов в одежде, макияж на высоком уровне, правильно подобранные тона… тонкий вкус. Карина никак не вписывалась в “картинку” своей семьи. Знаете, это было похоже на то,  как в семье слесаря родился скрипач. Всё, что угодно – Париж, Милан, подиум, но точно не работа в аптеке. Я пребывал еще какое-то время в шоке.

— Почему ты хочешь бросить фарм колледж?

— Меня там никто не понимает, и я там никого не понимаю… — ответила она.

— Где ты покупаешь такие интересные и, можно сказать, изысканные вещи…?

— Я их сама шью…!

— Мама как относиться к твоему увлечению модой?

— Никак! Она не понимает! Марат, есть серый скучный мир – она из этого мира… — с досадой в голосе проговорила Карина.

Вы, наверное, догадываетесь, что у меня состоялся серьезный разговор с Лидой по поводу выбора профессии дочери. Прошло некоторое время. Карина бросила фарм колледж. Поступила в институт на модельера. На втором курсе у нее были уже первые заказы на одежду, на четвертом она стала зарабатывать больше, чем ее мама…!

   Методы и приемы, использованные в работе с Лидой: 

  1. “Выработав с клиенткой уверенную и твердую позицию по жизни”. “По жизни” – это грубо сказано. На самом деле, работая директором, она была достаточно авторитарна у себя в аптеке, имея в подчинении фармацевтов, а вот дома…  “Директора” мы и взяли как ресурс для формирования твердости и уверенности дома. Итак, у нас имелось в распоряжении две субличности, условно назовем их “директор” и “ломовая лошадь”.

   Субличность – часть личности, обладающая практически независимым существованием, отвечающая за определенное поведение человека или какую-нибудь роль. При понятии субличности мы исходим из того, что личность не едина, а существует множество “Я”. Между этими “Я” происходят внутренние диалоги, например, чувство сомнения – это, как правило, спор субличностей. Субличность обладает набором определённых качеств и некой целостностью.

    Понятно, что “директор” изначально обладала необходимыми нам качествами: уверенностью и твердостью. Я попросил Лиду представить эти две субличности. Они “появились” в кабинете. Клиентка описала мне их по отдельности: “директор” — спокойная, уверенная, выпрямленная осанка, строгий взгляд; “ломовая лошадь” — плечи опущены, руки висят, серая одежда, уставший взгляд. Лида “вошла” в “директора” и слилась с ним,  почувствовав уверенность в теле и “металлический стержень” в области груди. Сохраняя уверенность (“стержень”) и больше ничего, я попросил шагнуть ее в “ломовую лошадь” и, находясь в ней, чувствовать стержень и наблюдать за изменениями. Плечи выпрямились, взгляд вперед, но мягче; мышцы более упругие. Передо мной стояла уже не “директор”, но и не “ломовая лошадь”; наблюдалась какая-то теплота и уверенность. “Стержень” тоже поменял свой вид: стал более гибким и при этом крепким, сделанный из какого-то супер материала, типа нанопластика…  На самом же деле родилась новая субличность. Лида условно назвала ее “истинной мамой”. Мы еще работали с новыми методами коммуникации “истинной мамы” с домашними. Она ушла с первого приема более уверенной и твердой.

  1. “Дочь под дверью. Я не открываю. Вдруг с ребенком что-то случится, если его не пущу… очень боюсь!”. Одно дело, когда ты в кабинете становишься уверенной в себе, а другое, когда дочь здесь и сейчас под дверью и очевидный страх за ребенка. Нужно учитывать, что все изменения, происходящие с клиентом в кабинете, могут свестись на  “нет” в реальной жизни;
  2. “Посоветуйте, как поступить…?” — желание переложить ответственность на меня. “Кроме Вас решение принять никто не сможет!” — возврат ответственности. Настоящие изменения произойдут у клиента только тогда, когда ответственность будет за ним;
  3. “Не любовь, построенная на страхе, а какую-то иную настоящую Любовь! “Закрыв дверь” — я отпустила дочь от себя…”. Ранее, в книге, я упоминал фразу “нельзя любить того, с кем не можешь расстаться”. Закрыв дверь, мама поняла – дочь выросла. У нее своя судьба и жизнь. Отправив ребенка в ночь и пережив массу страхов и переживаний за нее, Лида доверилась Жизни. После уже проявилась вера в то, что всё будет хорошо – это состояние Лида и назвала “иной настоящей Любовью”.

   Я часто использую термин “жесткая любовь”  для обозначения подобного состояния. “Жесткая любовь” — есть, по сути, стремление к порядку.

    Берт Хеллингер, знаменитый философ, психотерапевт, автор метода  “семейные расстановки”, так говорил о Порядке: “Порядок — это первоначальный принцип, на котором всё построено. Порядок  сильнее Любви”.

  Вспомнилась замечательная метафора:

   “Любовь и Порядок всегда ходят рядом. Порядок сохраняет, Любовь наполняет. Порядок – это сосуд. Любовь – это вода. Если разбить Порядок, Любовь утечёт”. 

Лида выбрала порядок и уважение к своим словам.  Сохранив порядок, она сохранила Любовь! 

  1. “Через некоторое время Карина начала готовить и убираться”. “Муж и сын тоже подключились…”. В семье произошел “синергетический эффект”.

   Синергия – суммирующий эффект двух и более элементов системы. При этом  семья – есть система. Как правило, эффект при синергии  превышает  эффективность отдельно взятого элемента. Лида, поменявшись, повлияла на дочь, “цепная реакция” зацепила мужа и сына. Важно помнить – помогая измениться человеку на приеме, мы, в том числе, влияем на всех членов его семьи.

  1. “Всё, что угодно –  Париж, Милан, подиум, но точно не работа в аптеке”. Мама не видела в Карине модельера, для Лиды не существовало этой профессии. Карина же была из другого мира, но воспринимала свое увлечение не всерьез.

    В коммуникации существуют  два вида слушания:

  — Автобиографическое слушание — вектор внимания направлен на себя. Видим и слышим сквозь “фильтры” собственного опыта. Существует одна верная “карта мира”  — моя!

  — Эмпатическое слушание – тут всё внимание сосредоточено на другом человеке. Мы пробуем понять его, услышать, почувствовать. Мы сопереживаем и соучаствуем в жизни другого человека.

    Лида, кстати, как и большинство матерей, находилась в автобиографическом восприятии своей дочери и ее увлечений. 

  1. Я помню, как сказал Карине: “Ты будешь профессиональным модельером”. Этими словами я лишь слегка подтолкнул ее на “путь предназначения”.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *