Вторичная выгода

Я продолжаю публиковать материалы из серии «Мои методы «россыпью». Речь в этой статье пойдет о вторичной выгоде.

Немного теории.

Известно, что восемь из десяти клиентов, на самом деле, стараются «сохранить свой невроз». Как правило, они хотят убрать боль страданий, а не решить проблему по существу. То, что клиент «держит проблему» — хорошее желание. Позитивная цель проблемы – вторичная выгода. Осознать выгоду одна из основных задач специалиста… Ну, ладно, как говорится от слов к делу… Давайте разберем «вторичную выгоду» на примере страха смерти. Вы можете «подставлять» вместо страха любое другое чувство или состояние

— «Марат, я очень боюсь, смерти моего ребенка. Этот страх постоянный и не покидает меня»

Если посмотреть на данное предложение то можно выделить: «я» — которое, как правило, не осознается, «боюсь» — действие, и объект страха – «смерть». «Боюсь смерти» — то в чем клиентка находится, сам же источник страха, а именно «я», «проглатывается» практически всегда.

Первое — фиксируем ответственность

— «Кто боится смерти…?» — уточню я. «Я…» – быстро отвечает клиентка, не заметив это «я».

Я же повторяю вопрос – «Так кто же боится смерти ребенка… Кто автор этого чувства?»

«Я…?!» — удивленно осознает она.

Фиксирую – «То есть это ты боишься…?» — «Да» — отвечает она

Данным способом мы перевели проблему из состояния «так случается» в состояние «я создаю\я делаю ». Логичен следующий волшебный вопрос — для чего?

Поиск вторичной выгоды

«Для чего ты испытываешь страх…?» или можно спросить по-другому «Почему для тебя важно испытывать страх…?»

— «Я не хочу испытывать этот страх…» — пытается «спрыгнуть» с ответственности клиентка

— «Давай так, это твой страх, так? – кивает – «Ты его испытываешь, так?» – « Так» – отвечает она. «Для чего?» – возвращаю её к ответственности

— «Возможно, я проявляю так любовь и заботу к сыну…» — подумав, отвечает она

— «То есть твоя любовь это страх смерти?» – призываю подтвердить сказанное. Она – «Похоже на то…» Улыбается, осознавая эту абсурдность

— Когда ты испытываешь страх, как ты ведешь себя с сыном? – проясняю её «любовь»

— Я контролирую его во всем. Далее клиентка рассказывает про контроль: «Не лезь на дерево…», «Далеко не заплывай…», «С мальчишками не дерись…», «Помой фрукты, микробы попадут…» и т.д.

По сути, весь этот контроль можно свести к фразе – «Не живи»! «Убивая» детские проявления, чего она хочет на самом деле? Давайте уточним…

-«Когда сын ведет себя правильно, что ты о нем думаешь….?» — продолжаю раскрывать…

— «Мне спокойно — он молодец…»

— «Скажи, а когда он молодец, ты чувствуешь его рядом с собой….?» – «прощупываю» я еще одну территорию под названием «не отдаляйся»

— «Да, я же знаю что с ним все хорошо, мне спокойно….» — выдохнув, сообщает она

— «А что произойдет, если он будет себя вести как ребенок естественно и беззаботно?» — спрашиваю я

— «Ой, мне как то одиноко будет…» — соприкоснулась она со «спрятанным» чувством

-«А если у тебя при этом появиться любимый мужчина?» – «заполняю» одиночество – « Будешь ли ты испытывать этот страх?»

Она представила картинку – «Вы знаете, Марат, думаю, что нет….»

— «Давай разберемся с одиночеством и оставим сына в покое…?» – предложил я, улыбаясь

Она довольная согласилась….

Ничего не происходит в человеке просто так. Страх смерти позволял клиентке удерживать сына возле себя, тем самым заполняя пустоту одиночества. Когда он «заплывал далеко», «залезал высоко» он отдалялся от нее — моментально возникал страх смерти и как следствие «убийство детских проявлений». Корень страха смерти – одиночество, именно с ним в первую очередь нужно и работать в данном случае…. Итак, вторичная выгода в данном примере – избегание одиночества.

P.S.

Каждый из Вас наверняка испытывает те или иные негативные чувства. Сказав себе – «Да, это моё чувство, это я его чувствую…» Вы можете взять ответственность на себя.… Далее при помощи волшебного вопроса — «для чего?» Вы сможете «распаковать» негатив и узнать в чем истинная причина, то есть узнать «Вторичную выгоду»

Психолог Марат Латыпов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *